Стремясь привлечь новых клиентов и удержать старых, магазины разрабатывают различные стратегии, создают целые программы лояльности и обещают огромные скидки. Можно ли с помощью этого экономить и покупать дешевле? Попробуем разобраться, какие из способов работают, а какие – лишь маркетинговое средство.
Карта программы лояльностиспользуются для формирования категории постоянных покупателей как сетевыми маркетами, так и отдельными фирмами. Виды карт лояльности:
Акции – эффективный прием привлечения покупателей, который работает невзирая на особенности экономической ситуации. После резкого падения рубля и уменьшения покупательной способности населения акции видоизменились, но тем не менее, активно используются как мелкими торговыми точками типа «магазин у дома», так и крупными сетевыми ритейлерами.
К наиболее распространенным относятся:
В большинстве своем акции приносят реальную выгоду. С распродажами все сложнее. Здесь схема предварительного повышения цен применяется очень активно. Так, например, по данным Яндекс.Маркета, во время одной из крупнейших распродаж техники и электроники под названием «Киберпонедельник», цены не только не снизились, а и вовсе выросли на 0.3 – 1.6%. Точнее, снижение цен на самом деле было, и довольно заметное, но только на непопулярные модели техники. А вот на устройства, которые и без распродажи пользовались высоким спросом, продавцы даже «накинули» от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.
Еще одна распродажа, на которой не получится сэкономить, проходит на Aliexpress 11 ноября. Сайт Geektimes, проводивший небольшое исследование динамики цен, метко прозвал 11.11 «днем фейковых скидок», и возразить что-то на это очень сложно. Согласно анализу, приведенному на Geektimes, 76.7% товаров, на которые продавцы Aliexpress якобы снижали цены на 70%, на самом деле продавались по прежней стоимости (либо ее уменьшение было таким незначительным, что почти не отражалось на кошельке покупателя). Доля вещей, предлагаемых с дисконтом, равным или превышающим 10%, составила 23.3%. Прибавьте к этому еще и отмену обычных для «Али» скидок, действующих в течение всего года, и получится, что шанс приобрести что-то действительно дешевле, только 1 к 4. Не так уж много, верно? А ведь благодаря возрастающим в ноябре объемам продаж, ждать посылку из Китая придется дольше обычного. Вывод: 11.11 на Aliexpress себя не оправдывает, по крайней мере, для покупателя.
А вот сезонные распродажи напротив оказываются очень выгодными. Например, в конце лета ритейлеры традиционно занижают стоимость летних коллекций одежды и обуви, предлагая реальные скидки в районе 30-40, а иногда и 50-70%. И в данном случае удешевление вполне обосновано: компании важно продать вещи, чтобы заработать на них, не тратить средства на их хранение или дальнейшую транспортировку в стоки. Покупатель же может запастись предметами гардероба впрок, отдавая за, например, рубашку всего 600-700 рублей вместо условных 2 500.
Торг, это способ покупать дешевле, который многим кажется неуместным и вообще отжившим свое, тем не менее отлично работает. Разумеется, если правильно его применять. Местом, где вы все еще можете выторговать себе прямую скидку без всяких условий, остается, пожалуй, овощная лавка и рынок. Нередко там работают или владельцы, или их близкие родственники, которые вправе корректировать условия продажи, ни с кем не советуясь и никому не отчитываясь.
В сетевых маркетах, конечно, система совсем иная, и этот вариант невозможен. Зато там уменьшить стоимость покупки можно другими способами. Например, попросить продавца-консультанта рассказать о программах лояльности. Или позвать менеджера и спросить у него, каким образом можно получить скидку на заинтересовавшую вас вещь. Если выстраивать диалог доброжелательно и спокойно, шанс на успех очень велик. Магазину нужны лояльные клиенты, которые будут возвращаться снова и снова, менеджеру или продавцу нужно увеличить личные продажи, а вам – получить желаемое за меньшие деньги.
Как научиться торговаться? Здесь есть маленький секрет успешных переговоров: не требуйте. Да, скорее всего магазин может предоставить вам особые условия для приобретения товара, особенно дорогого, но он не обязан этого делать. А значит общаться нужно с позиции взаимной выгоды – это принесет больший эффект, чем попытка что-то себе вытребовать.
Они помогут вам разобраться, так ли хорошо «уникальное предложение», на которое так напирает продавец или рекламный баннер.
Увидели акцию, в которой участвует действительно нужная вам вещь, а денег не хватает? Не беда. Срочные займы обеспечивают возможность приобрести необходимое в любой момент.