Деньги прямо сейчас
11 Ноября 2018

Ехать дорого. Что такое платные дороги и зачем они нужны

Платные автомобильные дороги для России являются относительным новшеством. По крайней мере, как массовое явление. 

Первая магистраль, за проезд автомобилей по которой взимались деньги, открылась еще в 1998 году. Но на постоянной основе платные дороги (хотя вернее будет сказать платные участки) появились после 2012 года.

От обычных они отличаются:

● более развитой инфраструктурой: кафе с магазинами и заправки есть через каждые несколько десятков километров;
● высокой пропускной способностью благодаря большому количеству полос движения (до 6 на популярных и загруженных направлениях);
● отличным дорожным покрытием: никаких ям и выбоин, своевременный ремонт, всегда свежая разметка.

Кроме того, на некоторой части трасс максимально разрешенная скорость составляет 150 км/ч, что существенно выше стандартных для бесплатных дорог 90 км/ч. Так что если вы хотите ехать быстро и при этом ничего не нарушать, новые хайвеи – ваш выбор.

Прием платежей на платной дороге

Немного истории

В Советском Союзе передвижение на автотранспорте было абсолютно свободным, деньги для этого не требовались. Отчасти именно поэтому попытка заработать на автовладельцах вызвала такие оживленные, если не сказать ожесточенные споры.

Но если заглянуть чуть глубже, во времена Российской Империи, выяснится, что уже в XVII веке дороги находились под контролем региональных властей. А те не гнушались брать плату на их содержание и ремонт. Так, например, заставы, где было необходимо отдавать от 2 до 12 копеек (в зависимости от количества проезжающих), на переезде между Шлиссельбургом и Санкт-Петербургом функционировали уже в 1732 году. Помимо этого, средства взимались еще по двум направлениям, также ведущим к Санкт-Петербургу. Льгот было значительно меньше, чем теперь: без денег по трактам могли передвигаться лишь военные и пешие. Но даже несмотря на это, идея застав полностью провалилась. Средств, собираемых в течение года, не хватало даже на оплату труда людей, работавших на заставах. О том, чтобы перевести дороги на самоокупаемость и обеспечить их ремонт, речь и не шла.

Как работают платные дороги сейчас?

Как оплатить платную дорогу? Есть несколько способов в зависимости от типа трасс:

  1. Открытые, где пункты сбора денег располагаются в заранее определенных местах; на каждом съезде с трассы они отсутствуют. С одной стороны, это экономит деньги на строительство и обустройство такой системы, с другой, при высокой загруженности трассы создает заторы на пунктах сбора.
  2. Закрытые, где при въезде на дорогу водитель получает специальный билет, который оплачивает, доехав до места назначения. Либо пункты сбора средств могут находиться и в начале, и в конце трассы. В начале нужно заплатить только за доступ к дороге, в конце – за километры, которые проехал водитель.
  3. С электронной системой. В таком случае контрольно-пропускные пункты работают в автоматическом режиме, а деньги списываются со счета особых устройств – транспондеров, установленных в каждом транспортном средстве.

Сейчас почти невозможно найти любой из вышеперечисленных типов «в чистом виде». Для обеспечения удобства водителей строители платных дорог комбинируют все три варианта.

Сколько стоит проезд и как расплатиться?

Точная стоимость проезда по определенному участку трассы указана на сайтах компаний-операторов, которые эти трассы строят, контролируют и обеспечивают сохранность инфраструктуры. Для большей части хайвеев в России таким оператором является компания «Автодор».

Независимо от компании-оператора и конкретной трассы, есть несколько правил по ценообразованию, которые работают всегда:

  • Легковые автомобили обойдутся дешевле машин с прицепом;
  • Автобусы попадают в среднюю ценовую категорию;
  • Для больших фур действует самый дорогой тариф;
  • Ночью (с 0.00 до 07.00) всегда дешевле. Примерно вдвое.
  • Транспондер позволяет сэкономить до 30% стоимости проезда.
Стоимость проезда по платным дорогам неодинакова для легковых машин и грузовиков. Есть определенные тарифы, учитывается наличие льгот, скидок и пройденный километраж. Экстренные службы (скорая, пожарные расчеты, МЧС, полиция) могут проезжать в любое время, не внося ни копейки. Предусмотрен бесплатный проезд для маршрутного транспорта, если трасса проходит в пределах населенного пункта. Но не стоит забывать, что на такси и междугородные, туристические автобусы льгота не распространяется. Их владельцы или водители обязаны вносить плату в полном объеме.

В соответствии с требованиями Автодора, в ведении которого находятся практически все платные дороги, все транспортные средства относятся к одной из 4-х категорий. Таблица, приведенная ниже, поможет разобраться, сколько придется платить, какие параметры влияют на размер тарифа:

Категор. ТС

Тип ТС

Признак

Коэф-т 

Высота ТС (м)

Кол-во осей

1

Легковые машины, мотоциклы, в т. ч. с прицепом

менее 2-х

2 и более

1

2

ТС среднего веса., в т. ч., для перевозки людей

от 2-х до 2,6

2 и более

1,5

3

Больше-грузные ТС, автобусы

более 2,6

2

2

4

Спец. ТС (платформы, тралы и т. д.), большие автобусы   

Более 2,6

3 и более

4


Для категорий 2, 3, 4 устанавливается максимальный коэффициент дифференциации.

Помимо данных в таблице при расчете стоимости учитывается следующее:

  1. Если на крыше авто (1-я и 2-я категории) перевозится багаж, велосипеды и т. д., они не учитываются при расчете габаритной высоты.
  2. Если на крыше грузовика закрепляется рефрижераторная установка, иное оборудование, необходимое для обеспечения особых условий транспортировки, они учитываются при определении высоты.
  3. Если на крыше легковой машины закреплен груз так, что общая высота превышает 2,6 метра, плата за проезд берется, как за 2-ю категорию. Это же правило действует, если есть прицеп с высотой более 2,6 метров.
  4. Если в зимнее время ТС не очищено от снега, льда, что привело к увеличению высоты, плата берется по реальным габаритам.
  5. При расчете платы за проезд ТС 3-й и 4-й категорий учитывается фактически имеющееся количество осей. Положение на момент проезда (поднята, опущена) значения не имеет.
  6. Если ТС оснащено прицепом (жесткая сцепка), оно расценивается в качестве единого объекта. Учитывается общее количество осей и максимальная высота. Если же сцепка гибкая, ТС и прицеп считаются самостоятельными объектами. Плата начисляется за каждое из них по соответствующей категории.

Трасса М1

При введении платных участков дорог первоочередное внимание уделялось и уделяется основным автомагистралям, соединяющим Россию с Европой, северные и южные регионы. М1 — это бывшее Минское шоссе. На определенном этапе решено ввести обозначения, соответствующие европейской классификации.

Если говорить о России, то М1 считается одной из наиболее современных дорог. На большей части она соответствует мировым стандартам и является составляющей Второго Панъевропейского транспортного коридора. Начинается М1 от границ Казани, проходит через столицы России и Беларуси и держит направление далее на Запад, в частности, к польской границе. Далее, следуя по этому же коридору, можно посетить Берлин и Лондон.

Платная трасса М1

При строительстве М1 учтены все возможные требования не только с качеству дорожного покрытия, но и в части экологии и безопасности, в том числе, животных. В расчет принимаются традиционные пути миграции травоядных и млекопитающих, обустраиваются эковуды.

Основной упор на текущий момент делается на строительство развязок, увеличение количества полос. В частности, в декабре 2018 года должна быть введена в эксплуатацию Внуковская развязка, включающая 3 новых эстакады. Основная задача — облегчение въезда в Москву или выезда в область. Предполагается, что машины больше не будут часами стоять на ж/д переезде. На следующих этапах работ предлагается обустроить еще 16 подобных развязок. Все переходы делаются надземными. Учитывается возможность перемещения маломобильных групп населения.

В ведение компании «Автодор» уже передано 456 км. Но платить по состоянию на 2018 год придется только за проезд по участку, ведущему в обход г. Солнцево (14-33 км трассы). Плата здесь берется с 01.01.2014 года.

Важно: весь участок разделен на 3 (три) отрезка. Заплатить сразу за все нельзя. Водителю приходится останавливаться у каждого ПВП. Деление на отрезки связано с наличием нескольких въездов или съездов с трассы.

Ниже в таблице приведены данные о тарифах для каждой категории ТС:

Отрезок дороги

Время   

1 кат. ТС

2 кат. ТС

3 кат. ТС

4 кат. ТС

1-10 км

5:00-1:00

150

225

300

480

1:00-5:00

50

70

100

150

10-13 км

1:00-5:00

50

70

100

150

5:00-1:00

30

40

60

90

10-19 км

1:00-5:00

150

225

300

480

5:00-1:00

50

70

100

150

Трасса М3

Трасса М3 начинается на пересечении МКАД и Ленинского проспекта. Она проходит по Калужской и Брянской областям и заканчивается на границе с Украиной. М3 считается частью европейского маршрута E1.

По состоянию на 2018 год на автодороге действует 2 платных участка. Оба располагаются в Калужской области. В таблице ниже приведены тарифы, действующие для всех категорий ТС. При оплате транспондером можно получить скидку 20%:

Отрезок дороги

Время   

1 кат. ТС

2 кат. ТС

3 кат. ТС

4 кат. ТС

124-150 км

7:00-0:00

50

75

100

180

0:00-7:00

25

35

50

90

150-194 км

7:00-0:00

80

120

160

320

0:00-7:00

40

60

80

160


Для тех, кто не желает расставаться с деньгами, предусмотрены пути объезда:

Участок платной дороги

Альтернативный вариант проезда

124-194 км

Съезд трассы М3 «Украина» на км 107 на трассу А-130 (от Москвы до границы с РБ через Малоярославец и Рославль) далее следует трасса 29 ОП РЗ 29К-009 Калуга - Медынь - Кондрово. Далее следует опять выезда на трассу М3 "Украина" (рядом с г. Калуга). Далее путь по дороге 29 ОП РЗ 29К-001 (Вязьма - Калуга) и трассе 29 ОП РЗ 29К-002 (Бабынино - Воротынск - поворот Росва). После Росвы автомобили выезжают на М3.

Трасса М4

Трасса М4 «Дон» — одна из самых востребованных в России. Она начинается на границе Москвы, проходит через Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области и Краснодарский край. По М4 едут все, кто направляется на юг (Сочи, Новороссийск, Крым, Краснодар) в отпуск. По этой же дороге перемещается большая часть грузов между северными и южными регионами.

В летние и осенние месяцы дорога на отдельных участках больше напоминает одну большую пробку. В частности, это относится в Воронежской и Ростовской областям, Краснодарскому краю (вдоль моря). Сложности ждут автолюбителей и на северном объезде Ростова-на-Дону. Работы ведутся много лет, но на то, чтобы пересечь город, по-прежнему, требуется много часов. Рекомендованный скоростной режим — 90 км/час.

Платная трасса М4

Вдоль практически всей трассы расположены автозаправки, множество отелей и мини гостиниц, в которых можно остановиться на ночь. Ближе к южным регионам значительные участки трассы отданы под небольшие рынки, торгующие продукцией местных фермеров и предпринимателей.

Трасса М4 — самая протяженная в стране. И платных участков на ней больше всего. В таблице ниже приведены данные, сколько и где придется заплатить за то, чтобы увидеть Черное море или побывать в столице России:

Отрезок дороги

Время   

1 кат. ТС

2 кат. ТС

3 кат. ТС

4 кат. ТС

21-93 км

7:00-0:00

100 

150 

200 

400

0:00-7:00

60 

90 

120 

240 

93-211 км

7:00-0:00

150 

220 

300 

450

0:00-7:00

100 

150 

200 

300 

225-260 км

7:00-0:00

65 

95 

130 

240 

0:00-7:00

35 

50 

70 

140 

287-321 км

7:00-0:00

65 

95 

130 

240 

0:00-7:00

35 

50 

70 

140 

330-414 км

7:00-0:00

130 

190 

250 

480 

0:00-7:00

100 

150 

200 

400 

414-464 км

7:00-0:00

90 

130 

170 

330 

0:00-7:00

60 

90 

120 

150 

492-517 км

7:00-0:00

40 

60 

80 

140 

0:00-7:00

25 

35 

50 

100 

517-544 км

7:00-0:00

50 

70 

100 

150 

0:00-7:00

30 

45 

60 

90 

544-589 км 

7:00-0:00 

80 

110 

140 

290 

0:00-7:00 

50 

80 

100 

200 

589-633 км 

7:00-0:00 

70 

70 

140 

290 

0:00-7:00 

50 

100 

100 

200 

1091-1119 км 

7:00-0:00 

50 

75 

100 

200 

0:00-7:00 

30 

45 

60 

12

При оплате транспондером можно получить скидку до 50% от действующего тарифа.

В соответствии с законодательными нормами для каждого участка предусмотрены альтернативные варианты объезда. С информацией можно ознакомиться ниже:

Участок платной дороги

Альтернативный вариант проезда

20-93 км

от МКАД по Каширскому шоссе до развязки на км 117 + 000.

93-211 км

По М 6 «Каспий» от М 4 «Дон» до Р-114, далее по Р-114 от М-6 до г. Узловая Тульской обл., по дороге N 70 К-359 от Узловой до Богородицка.

225-260 км

Крутой Верх - г. Богородицк - Кузовка

287-321 км

Чернятино - Покровка - Пушкари

355-414 км

Становое - Тростное - г. Елец - Буевка - Екатериновка - Тимирязевка

414-464 км

«старая» трасса М-4 «Дон» через Хлевенский р-н Липецкой обл. через с. Елецко-Маланинский, с. Хлевное, с. Конь-Колодезь

492-517 км

км 492 + 700 трассы М-4 «Дон» — через г. Воронеж - км 517 трассы М 4 «Дон»

517-544 км

трасса М 4 "Дон" км 517 - км 544, (Новоусманский р-н Воронежской обл.), проходит через с. Нечаевка, с. Новая Усмань, с. Подклетное и с. Рогачевка

544-633 км

г. Курск - г. Воронеж - г. Борисоглебск, г. Курск - г. Борисоглебск - пос. Таловая - с. Бутурлиновка, г. Павловск - г. Калач - с. Бутурлиновка

1091-1119 км

г. Ростов-на-Дону – съезд на п. Самарское – 1084-й километр М 4 «Дон» через Восточное шоссе, Западное шоссе, по Р-268, через с. Мичуринец 3, Еремеевку, Самарское, с  выездом на М 4 «Дон» на 1103-м км

или

г. Ростов-на-Дону – Новобатайск – с 1084-го километра М 4 «Дон» по трассе Р-269, через станицы Кагальницкая, Иваново-Шамшево, Новобатайск, с  выездом на М 4 «Дон» на 1103-м км.

Трасса М11

Трасса М11 соединяет Москву и Санкт-Петербург. Здесь работа над платными участками еще не завершена. 2 из них принадлежат Автодору (в Тверской области). За обустройство еще одного отвечает Северо-Западная концессионная компания. Первый платный участок заработал с сентября 2015 года.

Автодор на своих платных участках М11 не стал вводить деление на дневные и ночные часы. СЗКК ввела градацию не только по времени суток, но и по дням недели. Дороже всего обходится автолюбителям проезд по платному участку (с 15 по 58 км) в пятницу вечером. За легковое авто придется заплатить 550 руб. На участках, принадлежащих Автодору, можно значительно сэкономить (до 50%), если оплачивать транспондером.

В таблице ниже можно ознакомиться с расценками на проезд для разных категорий ТС:

Отрезок дороги

1 кат. ТС

2 кат. ТС

3 кат. ТС

1 кат. ТС

208-214 км 

20

30

40

60

208-258 км 

140

160

180

220

208-334 км 

360

390

430

530

214-258 км 

120

140

150

180

214-334 км 

340

370

400

480

258-334 км 

220

230

250

300

Если нет желания тратиться на оплату проезда, можно воспользоваться бесплатными альтернативами. Данные о них приведены в таблице ниже:

Участок платной дороги

Альтернативный вариант проезда

58-97 км

 58-й — 142-й км трассы М-10 «Россия»

334-543 км

324-й — 544-й км трассы М-10 «Россия»


Дороги Псковской области

На территории Псковской области в 2002 году появился первый платный участок дороги. По действующим на 2018 год магистралям можно проехать в страны Балтики и Белоруссию или перемещаться внутри непосредственно области.

Важно: все платные участки дорог находятся в ведении региональной власти. Их не строили специально и не ремонтировали. Стоит учитывать и то, что в данном случае градация на категории не соответствует общероссийской. Жители региона освобождены от оплаты наравне с обычными льготными категориями.

В таблице ниже можно видеть, сколько придется заплатить каждому, кому приходится пересекать Псковскую область:

Тип ТС

Остров.-Вышгор.

Печоры-Изборск 

Опочка-Дубров.

Ольша-Невель

Легков. авто 

300

150

220

200

Фургон (не более 11 мест)

480

230

320

320

Автобус (от 11 до 29 мест)

640

320

480

470

Автобус (более 30 мест) 

1130

560

810

590

Грузовик до 3.5

560

240

400

470

Грузовик от 3.5 до 8.5

650

320

480

590

Грузовик свыше 8.5

1130

560

810

810

Трейлер до 8.5

650

320

480

710

Трейлер свыше 8

1130

560

810

880

Западный скоростной диаметр

По ЗСД первые машины проехали в 2005 году. Плата введена в 2015 году. Всего открыто 5 участков, за перемещение по которым придется внести определенную сумму денег. Отсутствует дифференциация тарифа на дневной и ночной. В то же время водитель, пользующийся транспондером и перемещающийся по трассе с 0:00 по 5:59, заплатит только 50% от указанной ниже суммы:

Отрезок дороги 

1 кат. ТС 

2 кат. ТС 

3 кат. ТС 

4 кат. ТС 

Кольцевая автодорога (с южной стороны) — улица Благодатная 

100

100

150

200

Улица Благодатная — Набережная 

100

100

130

170

Набережная — Шуваловский проспект 

100

100

130

170

Шуваловский проспект — кольцевая автодорога (с северной стороны) 

100

100

130

170


Что такое транспондер и зачем он нужен?

Транспондер от Автодора

Транспондер – электронное устройство, которое передает и принимает сигнал, исходящий из пунктов сбора. Обмен электронной информацией позволяет списать деньги со специального счета водителя, оплатив пользование дорогой. При этом процесс полностью автоматизирован, владельцу транспорта не нужно останавливаться или отвлекаться от управления машиной.

Стоимость самого транспондера (T-pass) составляет около 1000 рублей (по состоянию на август 2017). Еще в начале 2017 года приобретение устройства казалось невыгодным, так как каждая компания-оператор требовала подключения собственного T-pass. Но в июле было принято решение об унификации протоколов учета, используемых операторами. Проще говоря, купив транспондер в Автодоре, вы сможете ездить абсолютно везде. Для тех, кто отправляется в дальние путешествия на личном автомобиле, это нововведение не имеет значения – все равно дешевле оплатить картой или наличными. А вот для водителей и дальнобойщиков, регулярно совершающих рейсы в разные точки России, унификация позволит существенно сэкономить.

Плюсы и минусы новой системы

С одной стороны, необходимость давать деньги еще и «дорожникам» вряд ли способна прибавить автолюбителям оптимизма. Проезд по «коммерческим» участкам может встать в кругленькую сумму и облегчить кошелек.

С другой стороны, преимуществ пока все же больше, чем недостатков:

  • платные трассы не являются единственными и обязательными для использования. Всегда можно найти общедоступный объезд;
  • по «коммерческому» шоссе можно доехать в место назначения за меньшее время (в том числе, благодаря более высокой разрешенной скорости);
  • комфорт путешествий возрастает, этому способствуют качественное покрытие и развитая инфраструктура.

В отдаленной перспективе, платные дороги могут привести к стабилизации и даже удешевлению цен на продукты питания, так как у компаний-производителей уменьшатся логистические расходы (быстрая доставка большого количества товара обеспечит большую прибыль и рост товарооборота, на фоне чего даже 3-4 сотни рублей, которые придется заплатить за проезд, будут не важны).

Хотите опробовать «коммерческие» шоссе уже сейчас, а средств на это не хватает? Займы на электронный кошелек решат эту проблему. 

Пройдите небольшой опрос и получите список дорог, по которым можно объехать платные трассы.

Бесплатный проезд

Оставьте свою почту и мы продублируем на нее список бесплатных дорог.
По какой трассе вы чаще всего ездите?
Считаете ли, что стоимость проезда слишком высокая?

Ваш e-mail не будет передаваться третьим лицам. Отправляя нам свои данные, вы соглашаетесь с политикой конфиндицальности.

Нажав кнопку «Скачать» вы получите список участков по которым можно бесплатно объехать трассы М3, М4, М11.

Скачать
Читайте также:

Возврат к списку

Оставьте свой отзыв

Ваша оценка:
Все поля формы обязательны
Отзыв будет опубликован после проверки модератором